🤑 Вы считаете себя успешным селлером? Заказы горят, обороты растет, графики в личном кабинете ползут вверх, кредиты, расходы, люди, движуха полным ходом.
Именно так думал и мой знакомый, Алексей. Его бизнес на WB казался эталоном успеха: ежемесячный оборот стабильно превышал 12 млн рублей, а ассортимент насчитывал более 100 SKU. Он с гордостью смотрел на цифру «Выручка» и планировал масштабироваться.
Пока не настал момент платить налоги. Денег не было. Пришлось продавать машину.
🤯 Шок. Недоумение. Паника.
Алексей сел за полный финансовый разбор. То, что он обнаружил, повергло его в шок. Его «успешный» бизнес на самом деле был... нулевым. А несколько месяцев — и вовсе убыточным. Как оказалось, жил за счет новых кредитов, а казалось растет оборотка.
⁉️Куда же исчезали все деньги? Оказалось, в дыры, которые он просто не видел:
- Плановая маржа: По формулам, был расчет, себестоимость, расходы по тарифам маркетплейса, логистика от % выкупа и литража товара, формулы показывали прибыль. А на деле, % выкупа ниже среднего, логистика выше в 3 раза плана
- Оборачиваемость увеличилась и хранение на WB выросло в разы, куда выше плана и съедало тысячи рублей ежедневно
- Платная приемка и немаркированный товар били по карману больнее, чем кажется.
- Списания за возвраты, невыкупленные товары, услуги продвижения — всё это складывалось в астрономическую сумму, которую он не учитывал в себестоимости.
- Неправильный расчет себестоимости. Он считал маржу, как Цена продажи - Цена закупки. Но это самообман. Кроме реальных расходов маркетплейса, не учтена логистика от склада упаковки до отгрузки на склады WB, не учтена сама упаковка товара, вложения и работа по упаковке, не считая расходы на курьеров, бухгалтера, фотосессии и тд.
Алексей столкнулся с главной проблемой селлеров - Он не считал реальную UNIT экономику. Он управлял бизнесом вслепую, доверяя красивым, но бесполезным графикам в личном кабинете.
😱😰 Что обычно делают в такой ситуации?
- Впадают в панику и перекрывают дыры кредитами, что и делал Алексей, игнорирую реальные проблемы и утечку денег
- Увеличивают оборот за счет нового ассортимента, надеясь, что это спасет и какой то товар нормально залетит. Но это лишь усугубляет проблему — чем больше оборот, тем больше убытков, как и расходов сопутствующих (новая упаковка, инфографика, фотосессия и тд)
- Бросают бизнес на маркетплейсах, решив, что это не работает.
Алексей поступил иначе, пошел по знакомым и так он дошел до меня, я давно занимаюсь финансами компаний и работаю с селлерами по выстраиванию учета. Мы собрали все цифры, разложили операционный и финансовый цикл, оказалось, что практически все товары продаются с минимальной маржой, а 2/3 товаров в минус, как раз, потому что много факторов было не учтено.
✅ Как результат, за месяц удалось выровнять ситуацию.
Было, 12 млн продаж в месяц, ниша: одежда, маржа: 700-800 тр, sku 112, из которых только около 30 работали хоть в какой то плюс и перекрывали нулевую маржу или убыток по остальным товарам.
За месяц плотной работы, выручка упала до 8 млн руб, за счет снижения цен, как задача вывести средства, и замедление продаж по товарам, по которым подняли цены. Оставили в работе 50 sku, остальные в распродажу. Маржа сохранилась! Но уже совсем другая работа идет
Что сделано и какие решения сработали:
- Посчитали реальную экономику и маржу по каждому товару, акцент на доходные товары
- Пересмотрели ассортимент. Перспективные товары оставили, а товары, что явно работают в минус и реанимировать их будет еще дороже, пустили на распродажу
- Построили план продаж на ближайший сезон с ежедневным контролем динамики заказов, и еженедельной сверкой ключевых метрик
- Договорились с одним поставщиком по отсрочке платежа, что позволило немного расслабиться и деньги направить на товары, которые продаются в плюс
Финансы на маркетплейсах — это не про сложные формулы, доступные только гениям. Это про понимание полной картины и контроль над каждым рублём.
Именно для этого я создал создал практический курс Финансист маркетплейсов» с возможностью обучения «с нуля» для не финансистов, для финансистов и владельцев бизнеса.
Это пошаговое руководство по ведению бизнеса на маркетплейсах, минимум теории, максимум практических примеров. Пора раз и навсегда разобраться в финансах и особенностях бизнеса на маркетплейсах, получить контроль над своим бизнесом и спать спокойно.
Хватит работать вслепую. Ваш бизнес заслуживает профессионального подхода.
Только до конца месяца, скидка 50% на основные тарифы программы. Переходите по ссылке, чтобы ознакомиться с программой курса и записаться на новый поток с обратной связью от кураторов. Стоимость обучения начинается с 1 990 руб!
P.S. Помните: вы не платите за курс. Вы инвестируете в прекращение утечек ваших же денег. Эта инвестиция окупится уже после первой же удачной закупки, которую вы рассчитаете по новым правилам.
А у Алексея, теперь все хорошо, держит руку на пульсе.
💡Курс Финансист маркетплейсов: стоимость от 1 990 руб, Начать учиться можно бесплатно
ПерейтиУслуги финансиста и реальные отчеты PNL и Unit экономики
Перейти